Ученые восстановили 400-тысячилетний геном человека

Ученые восстановили 400-тысячилетний геном человека

Наиболее древний на сегодня геном древнего человека из рода Homo, возраст которого достигает 400 тысяч лет, восстановлен учеными. Он обитал в испанской пещере Сима де лос Уэсос, а также приходится близким родственником "денисовцам".

"Тот факт, что митохондриальная ДНК жителя этой пещеры несет в себе следы денисовцев, а не неандертальцев, является крайне неожиданным, так как некоторые черты его скелета являются типично неандертальскими. Мы надеемся, что дальнейшее изучение этих останков поможет прояснить родственные связи между жителем пещеры, неандертальцами и денисовцами", — отметили Матиас Мейер и Хуан-Луис Арсуага из Института эволюционной антропологии в Лейпциге.

Группа немецких ученых во главе с Мейер и Арсуага, а также Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в течение нескольких лет работают над возрождением древних геномов. Результатом их работы стало восстановление в 2009 году генома неандертальцев, в 2010 — денисовцев. В прошлом, 2012 году исследователями было проведено сравнение их геномов, в результате чего были опубликованы их "HD"-версии. Что касается возраста этих геномов, то он составляет примерно 30-38 тысяч лет.

В новой работе Паабо с коллегами опробовали силы на усложненной задаче, которой стали останки предположительно гейдельбергского человека, умершего примерно 400 тысяч лет назад. Возможность осуществить задуманное появилась благодаря новой методике секвенирования палеогеномов, которую Мейер разработал еще в 2012 году во время повторного "прочтения" ДНК денисовцев.

Ученые успешно восстановили и прочитали митохондриальную ДНК, которая является частью генома человека, содержащейся в "энергостанциях" клеток. После сравнения ее с мтДНК денисовцев, неандертальцев, а также людей, ученые обнаружили, что генетически житель пещеры был ближе к "алтайским" Homo, нежели к неандертальцам. Если учесть большое расстояние между Алтаем и Испанией, открытие порождает множество новых вопросов. Паабо и его коллеги надеются найти ответы на них в следующих работах.